MENU

14 декабря 1920 года последний раз была опубликована сводка полевого штаба Реввоенсовета: "На фронтах спокойно". Закончилась Гражданская война. Всего же на долю Москвы выпало почти семь военных лет, если считать и Первую мировую войну.

Последствия этих лет были крайне тяжелыми. Практически замерли все московские предприятия: произведенная ими в 1921 году продукция составляла всего 15% от уровня 1913 года. Простаивали текстильные фабрики, почти все предприятия пищевой промышленности, химические и металлообрабатывающие предприятия работали с недогрузкой. Например, на заводе Гужона (ныне "Серп и молот") выпуск изделий составил 2,1% от уровня 1913 г.

А если предприятия простаивали — значит, была безработица. К концу 1923 г. на учете московской Биржи труда было 112 тысяч безработных.

В чрезвычайно тяжелом состоянии находилось коммунальное хозяйство города. Почти прекратилась работа внутригородского транспорта, в расстройство пришла водопроводная система. Потребности города в воде удовлетворялись лишь на 60%, а в возвышенных частях Москвы (примерно четверть всей территории) без воды оставались целые районы. Из-за нехватки электроэнергии целые дома и район k не освещались. В 15 раз сократились выработка и подача газа.

Да плюс к тому еще рост инфляции. В октябре 1922 года покупательная способность билета в 100.000 тысяч рублей равнялась стоимости одной царской копейки.

Да неурожайные, голодные 1920-1922 года. Голод свирепствует в Поволжье, и на столице это не может не сказаться. "Бывали дни и недели, когда население Москвы обеспечивалось хлебом по минимальной норме (50-100 граммов в день на человека) . Бывали и такие дни, когда хлеба не выдавали вовсе. " В октябре 1920 г. Москва имела запас муки всего на одну неделю.

А еще были уничтожены все прежние идеалы и ценности, а новые ценности — революционные — еще не были поняты и осмыслены народом, москвичами в том числе. Да и до идеалов ли было в такое время?

И теперь москвичам предстояло возрождать промышленность, хозяйство и культуру, даже более того — создавать новую модель общества. Именно москвичам, ведь Москва всегда "подавала пример" всей России.

 

Одной из первых задач, стоящих в то время не только перед Москвой, но и перед Россией в целом, было восстановление промышленности. В первую очередь была проведена реконструкция старых дореволюционных заводов, таких, как завод Гужона (с 1922г. — "Серп и молот") , "Богатырь" (с 1923 г. -"Красный богатырь") , завод братьев Бромлей (с 1922 г. — "Красный пролетарий") , "Динамо" (с 1935 г. -электромашиностроительный завод им. С. М. Кирова) и многие другие. Всего к концу 1921 г. в Москве насчитывалось 457 действующих предприятий.

В целом к 1925 году уровень московской промышленности достиг дореволюционного. Следующим шагом к развитию стало превышение этого уровня. В 1926/27 г. столичная промышленность дала продукции на 18,9% больше, чем в 1913 году.

В 1929 г. вступил в действие первый пятилетний план, разработанный на основе Директив 15-го съезда ВКП(б) в декабре 1927 г. Этот план предусматривал превращение Москвы в крупнейший индустриальный центр страны.Ну и конечно, нельзя не упомянуть о самом популярном лозунге того времени: "Пятилетку — в четыре года! ". Современному человеку все это кажется несерьёзным, даже наивным. Но такова была идеолог (я, таково было мировоззрение и миропонимание народа, таков был образ жизни. Личное тогда не имело общественного значения; каждый человек мыслил глобально, задумываясь в первую очередь об интересах других, а потом уже о себе. Идея соцсоревнования сплотила рабочих, помогла восстановлению и развитию промышленности. Разве это плохо?

 

 

В декабре 1919 г. Ленин подписал декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Согласно ему все граждане страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, должны были обучиться грамоте на русском или родном языке (по желанию) .

В 1923 г. возникло Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность" под лозунгом "Каждый грамотный обучи неграмотного". Пункты ликбеза организовывались в селах, деревнях и на предприятиях, и, само собой, столица не осталась в стороне от этого движения. Более того, Москва постепенно становилась городом сплошной грамотности. В 1920-1928 гг. было обучено грамоте более 46 тыс. человек, а к 1929 г. еще 70 тыс. продолжили учебу, так что к 1936 году неграмотность в Москве была ликвидирована.

Но более важной задачей, нежели обучение уже взрослых людей, представлялось воспитание подрастающего поколения. Это было связано не только с необходимостью просвещения, но и с теорией "коммунистического воспитания", т.е. социалистические идеология и ценности должны была "усваиваться" ребенком с самых ранних лет.

В целом "к 1941 г. Москва стала одним из крупнейших центров подготовки кадров для всей страны. " В вузах к тому времени обучалось 95 тыс. студентов, в техникумах — 38 тысяч.

Развитие образования и науки невозможно отдельно друг от друга. Еще во время Гражданской войны был создан ряд научно-исследовательских институтов: Институт физики и биофизики, Геологический институт, Центральная химическая лаборатория ВСНХ. К 1924 г. в Москве было уже 344 научных учреждения, и работало в них более 2700 научных сотрудников.

Это было частью культурной революции, и не лучшей ее частью. Но у всякой медали две стороны. Второй стороной культурной революции стало именно "настоящее" распространение культуры.

Важную роль в этом сыграли библиотеки и музеи, которых в столице находилось множество.

Если до революции многие крупные книжные собрания являлись частными, а значит, не были общедоступными, то после принятия Совнаркомоом декрета "Об охране библиотек и книгохранилищ" они были национализированы. В дореволюционной Москве крупных массовых библиотек было всего 16, а в 1940 г. уже 768. Книжный фонд в это же время превысил 11 млн. томов.

Уже в 1919 г. в столице была создана 1-я Государственная киношкола, позже Всесоюзный государственный институт кинематографии.

Послереволюционные советские фильмы носили хроникальный характер. Таковы были первые работы Э. Тиссэ, Д. Вертова, С. Эйзенштейна. Наиболее известен "Броненосец "Потемкин" Эйзенштейна, до сих пор считающийся классикой мирового кинематографа.У медали две стороны. Свет никогда не существует без тени и наоборот. На одной чаше весов — индустриальное развитие, улучшение материального положения, условий труда и быта москвичей, на друг ой — всеобщий страх, произвольные аресты и лагеря, на одной — просвещение и культура, на другой — разрушение "до основанья" "старого мира".

Говорят, что было плохо, что могло быть лучше. Но вообще-то история не знает сослагательного наклонения.